Итерации это в логопедии

Физиологические итерации

Физиологические итерации

Физиологические итерации (лат. Iteracio- повторение) – повторение детьми некоторых звуков или слогов, обусловленное возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте.

Выглядит это так: ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или сочетание звуков, слово или целую фразу.

Это повторение может быть произвольным, когда ребенок пытается

исправить замеченную неточность. Это может быть и механическое повторение предыдущего слова перед тем, как найти нужное слово или выразить сильно волнующую новость: «Я вчера… мы вчера.. я с мамой вчера в кино ходил.- А мы — мы — мы поймали жука! – А-а-анна Васильевна, можно мне играть с машиной?- Мне папа в магазине…мне папа в магазине купил…. мне папа в магазине купил велосипед, только на нем нужно ногой отталкиваться!» (Забыл слово «самокат»).

Сами дети не замечают повторений, и, следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению.

Чешский ученый М. Зееман считал, что

итерации начинают проявляться еще в

стадии «агукания», а затем в стадии

появления первых самостоятельных

слов. Однако преобладает точка зрения, что у большинства детей (в 80% случаев) итерации наиболее ярко проявляются в период формирования

фразовой речи, т. е. с 2 лет.

Если нет осложнений, эти повторения проходят, как только у ребенка укрепляются речевые условные рефлексы и он приобретает достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью.

Физиологические запинки- это следствие того, что развитие мышления опережает развитие речевых возможностей ребенка.

Известно, что речевые возможности ребенка младшего возраста ограничены периодом формирования самой речи и ее аппарата: активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки и т. д.

Но ребенок уже многое понимает, а еще

больше хочет знать. Вся его деятельность

и общение с окружающими сопровождается

обычно высоким эмоциональным подъемом.

Это приводит к тому, что речь ребенка

от 2 до 5 лет обычно изобилует разного

рода повторами, перестановками,

спотыканиями, нечеткостью

звукопроизношения и фразового оформления

мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами.

Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребенка с окружающими, их воспитательному воздействию, в результате систематической речевой практики к 4 — 5г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие несовершенства фонетики. А это означает, что в коре головного мозга ребенка образовались четкие, прочные слуховые и кинестетические образы слов и словосочетаний. И в дальнейшем ребенок оказывается в состоянии не только управлять работой своих речевых органов, но и контролировать ее, а в случае необходимости исправлять допущенные фонетические ошибки.

Таким образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

Однако, при нервной ослабленности ребенка, других неблагоприятных факторах физиологические итерации могут перейти в заикание.

Предотвратить это помогут правильные условия воспитания и адекватный речевой режим.

Прежде всего и родители, и воспитатели должны заботиться о здоровом развитии нервной системы ребенка. Необходимо охранять ее от таких чрезвычайных раздражителей, как шум, запугивание, излишняя суровость, неожиданные окрики, резкие переходы в обращении с детьми от суровости к чрезмерной ласковости, испуг, страх, пребывание среди нервных, возбудимых, очень беспокойных детей. Вместе с тем не следует баловать детей, потакать всем их желаниям. Старшие должны стремиться к соблюдению ровного, спокойного отношения к ребенку на фоне разумной требовательности.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ИТЕРАЦИЙ статья по логопедии по теме

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ИТЕРАЦИЙ.

Хоркунова Н.В. старший преподаватель кафедры СППиПМ,

Вохмянина Е.А. ассистент кафедры СППиПМ.

ЧГПУ, г. Челябинск

Уже многие годы и особенно в последнее время за логопедической помощью в плане коррекции нарушения темпоритмической стороны речи обращаются родители детей в возрасте от 2,8 до 3,6 лет.

В результате сбора анамнестических сведений логопедом часто устанавливается какая-либо патология малыша в перинатальный период, как то ПП ЦНС, ПЭП, асфиксия, осложнённое кесарево сечение, заболевания матери ОРВИ в пренатальный период, ВУИ, сложные социальные условия: студенчество, проживание на снимаемой жилплощади, семейные ссоры и т.д.

Всё это, по нашему мнению, способствовало возникновению предрасположенности к появлению нарушений темпоритмической стороны речи.

Родителями отмечалось раннее психомоторное и речевое развитие детей; нередко встречались случаи гиперопеки и гипоопеки, запугивания, просмотра большого количества телевизионных передач и мультфильмов неподходящего для данного возраста детей содержания; тахилаличная, нечёткая по дикции речь окружающих, билингвизм.

Все дети посещали ДОУ с раннего возраста. У части детей данной группы отмечалось нарушение количества сна, частые соматические и инфекционные заболевания, нахождение в стационаре по поводу травм, хирургического вмешательства, хронического соматического заболевания.

Появление нарушений темпоритмической стороны речи в виде повторов (итераций) отмечалась с периода формирования фразовой речи, то есть с 1,5 лет и чуть позже.

Квалифицированная помощь данным детям была оказана либо односторонне (педиатром, неврологом, консультациями логопеда), либо не оказывалась вовсе.

Соответствующей медико-логопедической литературы родители либо не читали, либо просматривали какой- либо источник для коррекции данного вида речевого нарушения у взрослых.

Всё вышеперечисленное говорит об отсутствии либо о недостаточности превентивных мер по предупреждению возникновения нарушений темпоритмической стороны речи.

Ещё Р.Кён (1878г.) говорил, что главное – это профилактика, включающая в себя оздоровление, закаливание, полноценное питание и хороший уход.

Э.Фрешельс (1931г.) предлагал в период становления речи «удерживать от слишком обильной речевой продукции, окружить ребёнка только хорошей речью, не восхищаться чрезмерно высокими способностями ребёнка, вести разъяснительную работу с родителями».

Хватцев М.Е. (1959г.) особое внимание уделяет комплексному подходу в преодолении появившихся повторов (итераций).

Абелева И.Ю.; Синицина Н.Ф. (1969г.) называют эти повторы «болезнью роста», которые могут со временем пройти, либо закрепиться.

Селивёрстов В.И. (2000г.) указывает на зависимость появления повторов или «физиологических итераций» от недостаточного развития лексики, отсутствия разъяснительных бесед о явлениях окружающего мира, предметах, действиях и т.д.

Задача логопеда на современном этапе оказания помощи семье малыша – объяснить необходимость комплексного воздействия, коррекции, по возможности выявить причину появления итераций, указать пути преодоления, научить приёмам коррекции. Таким образом, возникает необходимость проводить консультационные занятия, где семья принимает самое активное участие.

Логопед должен объяснить необходимость медицинского воздействия: медикаментозного, физиотерапевтического; прямого и косвенного логопедического воздействия.

Обязанность логопеда – за минимальное количество занятий (от 5 до 8-10) обучить всех членов семьи говорить с малышом чёткой, выразительной речью, используя приёмы «снятия» итераций.

А. Либман (1901г.) рекомендовал:

1. «лечить индивидуально, недолго и успешно»;

2. «завести речевую тетрадь».

Логопед должен на доступном уровне объяснить цель коррекции и развития ВПФ, фонематических процессов, моторного праксиса, лексики, грамматики, воспроизводящего чувства ритма. Когда члены семьи поймут принцип работы логопеда, уяснят необходимость дневного сна в количестве 2,5 – 3 часов, ночного сна не менее 11 часов, правил речевого охранительного режима, научатся говорить с ребёнком смысловыми отрезками, выделяя голосом первый гласный звук, подкрепляя речь «классическим» приёмом выражения ритмического рисунка, заключающемся в ударе ладошкой на такт (Х.Лагузен 1838г.), тогда можно рассчитывать на положительный результат – избавление речи ребёнка от «физиологических итераций».

По нашему мнению, только «триада» — невролог, логопед и семья – смогут не допустить закрепления повторов и перехода «физиологических итераций» в заикание.

ПАМЯТКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ЛОГОПЕДА.

  1. Понравься и родителям, и малышу!
  2. Беседуй, а не допрашивай!
  3. На период сбора анамнестических данных займи малыша разумными играми.

Следи, КАК и ЧЕМ малыш играет.

  1. Не пытайся в первый же приём выяснить всё – вряд ли тебе ответят адекватно. Многое уже забылось.
  2. Составь подробный вопросник, где будет подробно указано, о чём родителям надо вспомнить.

Поиграй с малышом, обследуй в игре

  • ВПФ,
  • Фонематические процессы,
  • Моторику – общую, тонкую, артикуляционную и мимическую,
  • Лексику,
  • Грамматику,
  • Чувство воспроизводящего ритма,
  • Особенности звукопроизношения,
  • Состояние артикуляционного аппарата.
  1. Полюби малыша искренне.
  2. Расскажи о пользе сна и о том, сколько он должен длиться.

Объясни особенность взаимодействия возбуждения и торможения в коре головного мозга.

  1. Расскажи о патологическом условном рефлексе; уточни, в чем будет заключаться совместная работа «логопед – семья».
  2. Объясни значимость своей роли и главное – роль СЕМЬИ:

  • Логопед — учит родителей (семью) малыша;
  • Семья —
  • Лечит,
  • Соблюдает охранительный речевой режим,
  • Выполняет с ребёнком задания логопеда.
  1. Учись давать психофизиологическое обоснование (ПФО) каждому виду деятельности, объясняя доступным языком.
  2. Помни о «МММ» — многофункциональности, многовариативности, многократности. Объясняй семье с точки зрения психофизиологии.

Улыбайся, играй, поощряй!

  1. Покажи родителям, что их малыш самый умный, сообразительный, послушный – надо только ему помочь!
  2. Помни!
  • Семья проговаривает, прыгает, бегает, как и малыш.
  • Первый и главный интеллект – моторный.
  • Неподготовленный взрослый не понимает сути логопедической деятельности, если только наблюдает за своим малышом. Он не учился пять лет на спецфакультете.
  • Объясняй многократно!
  1. На каждое занятие составляй подробный план – это поможет тебе самому уяснить сущность приёмов коррекции.
  2. Речь логопеда – образец для подражания!

Помни о

  • смысловом отрезке,
  • первом гласном смыслового отрезка,
  • слиянии,
  • интонировании,
  • паузации.
  1. Главная цель работы – развитие связной речи, мышления.

«Чтобы говорить –

Физиологические итерации (от лат. iterare — повторять). М.Зееман отмечает, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития детской речи. Некоторые авторы (Доротти, Дейвис, Джонсон, Десперт) считают, что итерация свойственна 80% детей в период активного формирования у них фразовой речи (2 года — 5 лет). Если нет осложнения, это повторения проходят, как только ребенок приобретает с укреплением речевых условных рефлексов достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью.

Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Известно, что речевые возможности ребенка младшего возраста ограничены периодом формирования самой речи и ее аппарата: активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки и т.д. Но ребенок уже многое понимает, а еще больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими сопровождается обычно высоким эмоциональным подъемом. Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами.

Подобное состояние речи у детей на определенном этапе их развития является естественным. Со временем под влиянием воспитательного воздействия окружающих и развития речевых движений детская речь выравнивается, и ее несовершенства исчезают бесследно.

Физиологические несовершенства детской речи (в том числе и запинки) могут задерживаться у ребенка при различных неблагоприятных факторах (болезнь, травмы, неправильные педагогические приемы, неблагоприятная речевая среда).

У детей с задержками в речевом развитии нередко наблюдаются и речевые запинки. Неумение сразу найти нужное слово, грамматически правильно построить фразу, ясно произнести тот или иной звук — все это может быть причиной нарушения плавности и темпа речи ребенка, т.е. быть причиной необоснованных пауз, спотыканий, повторений.

Это обычно происходит, когда ребенку не помогают в накоплении и правильном использовании новых понятий, слов, когда родители не ставят перед собой цели постепенно знакомить его с окружающим миром, не указывают на внешние и внутренние особенности окружающих его предметов, событий, явлений. К тому же еще нередко родители не только не исправляют недостатки детской речи, но и подражают им, культивируют их в семье, демонстрируют близким и знакомым, умиляются.

Задерживающиеся физиологические несовершенства речи часто наблюдаются у детей в тех семьях, где родители сами говорят очень неорганизованно, быстро, проглатывая ими смазывая окончания слов или целые слова во фразе.

Отрицательное влияние на формирование речи у ребенка может оказать и неблагоприятный в речевом отношении детский коллектив. В этом случае имеет значение большая склонность маленьких детей к подражанию.

«У нас на даче сосед сильно заикался, — рассказывала как-то медицинская сестра З. — Мне тогда было лет 5—6, но хорошо помню, что мне очень нравилось самой «заикаться». Мне казалось, что сосед нарочно так говорит. Кажется, я довольно успешно «заикалась», пока однажды мама не обратила внимание на мои причуды. Именно ей я, видимо, больше всего обязана за свою нормальную речь сегодня. Помню, она объяснила мне прежде всего, что сосед не нарочно так говорит. А впоследствии много раз обращала мое внимание на красивую, выразительную речь артистов в детских радиопередачах. Мы даже сами импровизировали, рассказывая сказки в лицах. Мне понравилась игра в красивую речь».

Одни авторы (М.Зееман и др.) видят в итерации самостоятельное речевое отклонение, другие (А.Гуцман, Э.Фрешельс, М.И.Пайкин) считают итерацию начальным этапом заикания. По мнению последних, после итеративного этапа заикания следует фиксация ребенка на своем дефекте, а позднее появляются и побочные аффективные состояния, которые можно считать правомерными, так как запинки несудорожного характера могут перерастать в запинки судорожного характера. Но это далеко не во всех случаях. Примером может служить хотя бы разная распространенность физиологических запинок (80%) и заикания (2%) среди детей.

Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений

. —— 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *