Музыка в голове

Музыкальные галлюцинации: мозг мучает человека песнями

Музыка, сама по себе звучащая в голове. Знакомо? Бывает такое, наверное, с каждым, чего уж там. Прицепится какая-нибудь «девушка Прасковья», покрутится-покрутится и перестанет. Другое дело, когда мелодия начинает звучать беспрерывно и воспринимается, как будто приходит извне. Вот это — беда.

«Песня, время от времени играющая в вашей голове – это нормально. Другое дело, музыкальные галлюцинации, они становятся серьёзной проблемой. Люди не могут спать, не могут думать», — говорит британский психиатр Виктор Азиз (Victor Aziz), который вместе с коллегой Ником Уорнером (Nick Warner) недавно вновь обратил внимание учёных на психопатологическую проблему «музыки в мозге».

Что представляют собой эти галлюцинации, и каково с ними жить — объясним на примере.

Жила-была в Калифорнии 70-летняя женщина, назовём её мисс Мэгги. Однажды ночью она проснулась от небольшого, обычного как дождь в этих краях землетрясения. Наконец, земля перестала трястись, и Мэгги попыталась заснуть. Но тут она услышала мелодию — в голове довольно громко, но не оглушительно зазвучала грустная старая песня в духе «Как молоды мы были».

Когда Мэгги была девочкой, эту песню играл на пианино её отец. И вот теперь пожилая женщина сидит в кровати и слушает, заснуть не может. Песня продолжается, повторяясь в течение многих часов. Неизвестно как, но Мэгги удалось отключиться. Утром она пришла в себя под ту же «Как молоды мы были».

New York Times сравнила мозг человека, страдающего от музыкальных галлюцинаций, с плеером iPod (фото с сайта pcpop.com).

Постепенно, в течение нескольких месяцев репертуар обогатился, зазвучали другие мелодии. Музыка часто начинала звучать, когда Мэгги ложилась спать или когда вела автомобиль. В любом случае «концерт» длился по несколько часов. Звучание всегда было ярким, как будто неподалёку играл оркестр.

Разумеется, женщину это стало напрягать. Через какое-то время она нашла единственный способ выключения музыки в голове — к сожалению, для этого должно было играть радио — клин клином.

Вместе с тем, у мелодий в голове было ещё одно зловещее качество: даже самые любимые музыкальные произведения, единожды прозвучавшие «внутри», невозможно было воспринимать из обычных источников, они дико раздражали.

После нескольких месяцев пытки Мэгги всё-таки решилась обратиться со своей проблемой к врачу. Как ни странно, рассказ пациентки доктора не удивил. Он сообщил женщине, что та страдает от малоизвестного и редкого расстройства — музыкальных галлюцинаций — и относится к небольшому, но существенному количеству людей, которые слышат музыку, которой просто нет.

Большинство страдальцев — пожилые люди. Песни часто являются к ним из самых глубоких «архивов» памяти. У одних звучит итальянская опера, которую в незапамятные времена любили слушать родители. У других грохочут гимны, играет джаз или шумят популярные мелодии.

Кто-то привыкает и даже получает удовольствие, но таких единицы. Основная масса пытается музыку остановить: закрывают окна и двери, засовывают вату в уши или спят с подушкой на голове — не помогает, конечно.

Между тем, музыкальные галлюцинации — не новое явление, они вторгались в умы людей прошлых столетий. Например, знаменитый композитор Роберт Шуман галлюцинировал музыкой в конце жизни и зафиксировал этот факт – сообщил потомкам, что писал под диктовку призрака Шуберта.

Но эти галлюцинации долгое время не признавались медиками как самостоятельное расстройство. Были попытки связать музыкальные галлюцинации с целым диапазоном состояний человека, включая старость, глухоту, мозговые опухоли, передозировки препарата и даже пересадки печени.

Но ясно было только одно: музыкальные нельзя путать и смешивать с другими галлюцинациями, типа голосов и видений, так как человек может слушать мелодии без какого-либо иного искажения реальности.

Роберт Шуман признался в галлюцинациях (изображение с сайта sapere.it).

Первое масштабное исследование музыкальных галлюцинаций было проведено в японской психиатрической больнице в 1998 году. Там обнаружилось, что слышат музыку в голове 6 из 3 тысяч 678 пациентов. Это соотношение, впрочем, не отражает реального положения дел, так как все пациенты имели серьёзные психические расстройства.

Так вот, японские психиатры и их немногочисленные последователи выяснили, что наш мозг обрабатывают музыку через уникальную сеть нейронов. Сначала звуки при входе в мозг активизируют область около ушей, названную первичной слуховой корой, которая начинает обрабатывать звуки на самом основном их уровне.

Затем слуховая кора передаёт собственные сигналы другим областям, которые могут признать более сложные особенности музыки, типа ритма и мелодии.

Оказалось, что эта сеть нейронов в слуховой коре может начать работать не так, как надо, не затрагивая своим «сбоем» никаких других областей мозга.

Продолжил работу в данном направлении Тимоти Гриффитс (Timothy Griffiths), британский эксперт по расстройствам слуха из медицинской школы университета Ньюкасла (Newcastle University Medical School). В прошлом году он изучил шестерых пожилых пациентов, у которых музыкальные галлюцинации появились вместе с глухотой.

При помощи позитронной эмиссионной томографии учёный обнаружил несколько областей в мозге, который стали более активными во время музыкальных галлюцинаций. Результат доктора озадачил: «Я увидел почти то же, что и у нормальных людей, которые слушают музыку», — признался Гриффитс.

Главное отличие, по его словам, в том, что музыкальные галлюцинации не активизируют первичную слуховую кору, а используют только части мозга, ответственные за превращение простых звуков в сложную музыку.

Согласно гипотезе Гриффитса, обрабатывающие музыку области мозга непрерывно ищут образцы в сигналах, поступающих от ушей. Поскольку этим областям нужна мелодия, они усиливают определённые звуки, которые соответствуют музыке, и минимизируют посторонние шумы.

Когда в уши не поступает никаких звуков, части мозга могут попытаться ухватиться хоть за что-нибудь, за случайные импульсы и сигналы, попробовать создать из них некую структуру, копаясь в воспоминаниях. Так несколько нот могут внезапно превратиться в знакомую мелодию.

Для большинства из нас это может закончиться производством песни, которая с трудом, но выйдет из нашей головы, поскольку постоянный поток информации, входящий в наши уши, подавляет эту музыку. У глухих этого потока, понятно, нет, поэтому они могут слышать музыку всё время.

Допустим, с музыкальными галлюцинациями у глухих Гриффитс разобрался. Но как быть со слышащими людьми, вроде мисс Мэгги? Мы возвращаемся к психиатру Виктору Азизу. Его исследование – самое свежее и, как говорят, самое масштабное за всё время.

По данным британских медиков, в возрасте 65 лет от музыки в голове страдает один из 10 тысяч человек (хотя истинные масштабы установить невозможно – многие свои мелодии скрывают). Тем и ценно исследование Азиза и Уорнера, так как они проанализировали аж 30 случаев музыкальной галлюцинации (в среднем пациенту было 78 лет, треть из них были глухими).

Выяснилось, что у женщин музыка играет в голове чаще, чем у мужчин. В двух третях случаев пожилым слышится религиозная музыка. Но Азиз считает, что «в будущем люди станут галлюцинировать и популярной, и классической музыкой, тем, что сегодня слышат постоянно».

Психиатры думают, что музыкальные галлюцинации происходят, когда люди лишаются богатой звуками окружающей среды, теряют слух или живут в изоляции, а дальше – практически те же объяснения, что и у Гриффитса.

Музыкальные галлюцинации могут быть объяснением того, как Бетховен, уже будучи глухим, писал музыку (изображение с сайта w3.rz-berlin.mpg.de).

При отсутствии звуков, поступающих через уши, мозг производит случайные импульсы, которые интерпретирует как звуки, затем обращается за помощью к воспоминаниям о музыке, и песня начинается.

Азиз полагает, что музыкальные галлюцинации распространены и среди молодёжи, просто мы об этом не знаем. Любопытно, что доктор отыскал одного 28-летнего американца, который научился жить с галлюцинациями и даже нашёл в них источник комфорта — музыка в голове отражает его эмоциональное состояние.

«Она играет на заднем плане, как музыка в кинофильме, — говорит этот молодой человек. — Иногда эта мелодия останавливается, и это заставляет меня чувствовать себя неуверенно, будто я оказался не в том месте не в то время, кажется, будто что-то не так».

Музыкальные галлюцинации только пока считаются редким расстройством, но вскоре, по мнению Азиза, могут стать обычным делом, поскольку современный человек живёт в наводнённом музыкой мире (слыхали о зубной щётке, транслирующей музыку через челюсть?).

Сейчас она звучит почти везде и практически отовсюду — не только из плееров, радиоприёмников, телевизора, но и в лифтах, спортзалах, торговых центрах, на улицах. Не исключено, что потом эта музыка сама по себе заиграет в головах. И ещё хорошо, если это будет не «девушка Прасковья».

  • медицина

МузыкаПочему музыка заедает
в голове — и как это прекратить

Текст: Вероника Кушнарева

Практически каждому человеку доводилось страдать от одолевающей его песни, звучащей в голове час, два, а порой чуть ли не сутки напролёт. Будь то очередной поп-хит или детская песенка — мотив прокручивается снова и снова, что мешает сосредоточиться, отвлекает от работы или не даёт уснуть. Давно известно, что этот приём успешно используют рекламные агентства, вставляя несложные мелодии в рекламу для донесения своего послания. Мы решили разобраться в природе синдрома застрявшей песни и в том, как от него избавиться.

Несколько песен, которые не раз мучали членов редакции

Когнитивный зуд, или «ушной червь», — так называют этот эффект учёные. Одним из первых исследователей, взявшихся рассмотреть феномен, был Джеймс Джей Келарис из Университета Цинциннати. В своей статье 2003 года он исследовал самые заедающие варианты мотивов, отношение к ним людей и аудиторию, которая испытывает подобный синдром. В итоге Келарис пришёл к выводу, что за восприятие музыки в нашем мозгу отвечает слуховая зона коры головного мозга, которая активируется в момент прослушивания мелодии и реактивируется, когда вы представляете её звучание у себя в голове. Этот процесс и принято считать тем, что называется синдромом застрявшей песни. Особенно он свойственен людям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, невротией; женщины испытывают его чаще, нежели мужчины.

Исследователи из Дартмутского колледжа в Нью-Гэмпшире с помощью эксперимента продемонстрировали, как тишина активизирует слуховой кортекс. В ходе исследования группе испытуемых проигрывали хорошо известную композицию, которую затем резко выключали без предупреждения. В этот момент МРТ-сканер фиксировал, как слуховая кора продолжала «допевать» недостающую часть песни. При этом при прослушивании незнакомого трека такой активности в мозгу не было.

В 2012 году Айра Хайман с командой учёных предпринял серию экспериментов и обнаружил, что застрявшая у вас в голове песня, скорее всего, вам искренне нравится. Люди склонны проигрывать в голове самые разные мелодии, и, поскольку каждый слушает чаще то, что ему ближе по духу, на свою подкорку мозга он «записывает» именно свой уникальный набор любимых треков. Поэтому если внутри вы часто слышите Джастина Бибера, то, скорее всего, вы неравнодушны к его творчеству. С этим утверждением соглашается нейропсихолог Валери Салимпур. Хотя музыкальная индустрия против воли навязывает нам очередную вирусную композицию, те из них, что заедают в голове, отражают наши индивидуальные вкусы, хотим мы этого или нет.

Застрявшая в голове песня, скорее всего, вам искренне нравится

Со многими песнями у нас связаны определённые воспоминания, и, чтобы звуковой ряд зазвучал в голове, бывает достаточно просто намёка или отрывка фразы. Соответственно, с песней, которую вы слышали десятки или сотни раз, вы успели создать солидный ряд ассоциаций. Так, она чаще будет всплывать в вашей памяти и с большей вероятностью станет вашим «ушным червём».

Извлечение аудиообразов может быть намеренным или спонтанным и также связано с реверсивным восприятием. В случае, если вдруг в настоящий момент в мозгу человека цепочка нейронов активизируется в том же порядке, что и в прошлом, в памяти может всплыть визуальный образ, а зачастую и конкретная песня. Какие триггеры заставляют её застревать в голове, точно не известно. Это может быть что угодно: имя, мысль или напоминание о прошлом опыте, так или иначе связанном с мелодией.

Часто повторяющийся синдром застрявшей песни говорит также о том, что вы недостаточно напрягаете свой мозг. Такая относительно простая деятельность, как мытьё посуды или уборка, оставляет большое пространство для когнитивной работы, и скучающее сознание тут же засоряется различной второстепенной информацией. С другой стороны, большие умственные нагрузки, например решение головоломки или прохождение трудного экзамена, также могут дать вашему сознанию завязнуть в посторонних мыслях и заставят его включить заевшую пластинку. Специалисты считают, что прокрутка мелодий в голове позволяет сохранять баланс между творческой и аналитической деятельностью, а также поддерживать уровень производительности мозга.

Как правило, мы не повторяем песни, которые совсем не можем терпеть, однако даже приятная мелодия на рипите рискует свести с ума. Мы обнаружили в Сети самые действенные советы, которые помогут вытеснить такие треки из сознания.

Как избавиться от заевшей песни

Попробуйте спеть другую песню или сыграть любой другой отвлечённый мотив на музыкальном инструменте.

Переключитесь на занятие, которое вовлечёт ваш разум и тело в другой режим. Идеальный вариант — пробежка или набор простых упражнений.

Прослушайте заевшую песню от начала до конца. Вероятно, песня застряла, потому что вы не можете вспомнить некоторые слова или концовку.

Включите радио или поставьте любую другую музыку, чтобы отвлечься от надоевшего музыкального мотива.

Поделитесь песней с кем-нибудь ещё, как бы передав её таким образом по цепочке. Многим это помогает.

Нарисуйте в своём воображении «ушного червя», пробирающегося сквозь ваш мозг, и представьте, как вы от него избавляетесь.

Попробуйте пожевать что-нибудь агрессивное для ваших вкусовых рецепторов — к примеру, палочку корицы. Это может помочь избавиться от навязчивой мелодии.

Если вы всё равно продолжаете слышать мелодии в своей голове на протяжении нескольких дней, вам следует обратиться к психологу или другому специалисту по психическому здоровью. Это может быть признаком таких заболеваний, как сильная невротия или обсессия — возможно, вам понадобится соответствующая терапия.

Материал был впервые опубликован на сайте Look At Me

Разгадана тайна музыки в ушах

Автор Ирина Шлионская 12.02.2014 14:00 Наука » Экология » Человек

У кого из нас время от времени не бывает звона в ушах? А если мы вдруг начинаем слышать, как наяву, «призрачную» музыку, которой на самом деле нет? Биолог Тимоти Гриффитс и его коллеги из Ньюкаслского университета (Великобритания) пришли к выводу, что все это вполне может быть признаком развивающейся глухоты или даже психического расстройства.

По статистике, 10 процентов всего населения земного шара постоянно и периодически страдают от звона в ушах. Мало кому приходит в голову, что это самая настоящая слуховая галлюцинация — ведь у этого звука нет никакого внешнего источника. Чаще всего звенит в ушах из-за накопившейся серы, но если эта причина отпадает, то такой звон может свидетельствовать о нарушении слуха. Также звуковые галлюцинации могут указывать на психические аномалии. Со временем такой больной может начать слышать, например, голоса несуществующих людей…

Читайте также: Видите ауру? Да у вас синестезия!

Но некоторые слышат не звон и не голоса, а… музыку! Мы иногда говорим, что «сегодня весь день в голове крутится такой-то мотив» и можем даже напевать его. Но это не связано с патологией: просто в нашем мозгу возникли какие-то ассоциации или воспоминания, связанные с этим мотивом или мелодией. Гораздо реже люди слышат музыку или напев на самом деле.

Поначалу мы можем не обращать на это особого внимания, так как не всегда галлюцинацию можно отличить от того, что происходит наяву. Куда легче отличить от реальности визуальную галлюцинацию, так как появление в нашей комнате, к примеру, человека, который в данный момент находиться в ней никак не может, приведет нас в шок, и первое, что придет нам при этом в голову (конечно, если мы относительно здоровы психически) — что это галлюцинация.

Что же касается музыки и прочих звуков, то их источник может находиться и в соседней комнате, квартире или даже на улице. Мы можем долго считать, что слышим, как работает соседский телевизор или плеер, пока каким-то образом не откроется, что музыку никто не включал и она звучит исключительно у нас в мозгу…

Так случилось с 69-летней учительницей математики Сильвией. Когда-то женщина обладала абсолютным слухом и занималась музыкой, но в возрасте около 50 лет перенесла вирусную инфекцию, после чего ее слух стал ухудшаться. 11 лет спустя после перенесенного заболевания она стала ощущать сильный звон в ушах, а потом у нее начались музыкальные галлюцинации. Владея соответствующими знаниями, Сильвия смогла записывать их в виде нот. Обычно «композиции» содержали в себе выдержки из произведений различных композиторов, с творчеством которых женщина была хорошо знакома — Баха, Гильберта, Салливана… При этом Сильвия обнаружила, что, стоит начать самой играть какую-то пьесу, как «пластинка» в голове меняется, и в ней начинает звучать тот мотив, который она наигрывает…

Команда Гриффитса настолько заинтересовалась феноменом Сильвии, что решила провести с ней ряд экспериментов. Дело в том, что ранее в подобных случаях велись наблюдения только за той частью мозга, которая ответственна непосредственно за слух, в частности, за восприятие, оценку громкости и тональности звука. Что же касается остальных нейронных процессов, то их оставляли без внимания.

Для начала бывшую учительницу попросили подавить очередную музыкальную галлюцинацию, исполняя заранее оговоренную с исследователями пьесу. Одновременно исследователи сканировали мозг испытуемой при помощи магнитного энцефалографа.

Как выяснилось, слуховые сигналы, попадавшие в мозг Сильвии, были настолько слабы и имели столько помех, что соответствующие мозговые центры слишком перенапрягались: нейронная сеть, связанная с анализом звуков и музыкальной памятью, на какие-то периоды выходила из-под контроля и переходила почти что в «автономный» режим. Поскольку сигналы, которые ей приходилось обрабатывать, не соответствовали ее уровню активности. Поэтому женщина слышала несуществующую музыку. Если же музыка звучала наяву, то нервная сеть начинала подавлять избыточные сигналы и реагировала на внешние звуки адекватно.

Читайте также:»Живой мертвец»: Я сжег свой мозг в ванне

Конечно, не все так просто. Например, ученым пока непонятно, почему при снижении слуха у отдельных людей включается именно эта нервная цепочка, а не какая-то другая. Но, может быть, со временем ответы на все вопросы будут получены, и тогда наука и медицина сообща смогут разработать ряд практических мер, которые помогут таким пациентам, как Сильвия, избавиться от преследующих их навязчивых звуковых галлюцинаций. Скажем, чрезмерную активность нейронных центров можно будет подавлять с помощью стимуляции или лекарств.

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *